Расчетная тетрадь

— ведется в силу закона, по установленной форме, при исполнении казенных подрядов. Сверх того присутственными местами и должностными лицами ведутся расчетные тетради, в которых означается, что именно следовало по договору, когда надлежало исполнить, что и когда исполнено. Из означенных Р. тетрадей составляется по окончании операции общий расчет, выдаваемый подрядчику.

Рамаяна

(санскр. R âmâ yana) — вторая по величине из двух знаменитых древнеиндийских эпических поэм, воспевающая подвиги любимого героя индусов Рамы (см.). Сочинение ее приписывается легендарному мудрецу Вальмики (V âlmî ki), имя которого упоминается еще в ведийской литературе как одного из учителей Тайттирия — Пратишакхья. В противоположность Магабхарате, к которой прилагаются эпитеты итихаса (легенда, сага) и пурана (былина), Р. относится к кавья, т. е. к искусственным поэмам (см.). Обыкновенно предполагается, что сюжет Р. имеет характер аллегорический и изображает под видом подвигов Рамы распространение арийской цивилизации на юг Индии до острова Цейлона; но нет ничего невероятного, что в основу этой аллегорической легенды положен был какой-то древний миф (см. Рама). А. Вебер ("Ueb. das R âmâ yaan" в "Abhdl. d. Berl. Akad.", 1870) высказал мнение, что сюжет Р. изображает борьбу между буддистами и брахманами, что вся поэма носит ясные следы знакомства ее автора с гомеровскими поэмами (похищение Ситы = похищение Елены и т. д.) и что современная редакция ее возникла не раньше III в. до Р. Х. Взгляд этот, однако, не нашел почти ни в ком сочувствия (ср. возражение Kastinath Trimbak Telang'a: "Was the R. copied from Homer", 1873). Лассен основательно указывал еще в своей "Indische Alterthumskunde" (2 изд. т. II, 503) на целый ряд черт, свидетельствующих, что основа Р. никак не моложе Магабхараты. В пользу этого предположения говорит отсутствие в Р. указаний на существование буддизма, имеющихся уже в Магабхарате, география арийского расселения, более ограниченного в Р., чем в Магабхарате, и др. К подобному же заключению приходит Якоби ("Das R. Geschichte und Inhalt nebst Konkordanz der gedruckten Rezensionen", Бонн, 1893). По его мнению, древний оригинал Р. (впоследствии переработанный неоднократно) возник в Восточном Индустане до V в. до Р. Х., может быть, в VI и даже в VIII веке, когда Магабхарата только еще слагалась. Это ясно из того, что последний эпос иногда пользуется материалом Р. Стиль и размер, свойственный обоим эпосам, был пущен в ход автором Р. и сделался общеупотребительным. Греческого или буддийского влияния в Р. незаметно. Судоходство было еще неизвестно ее автору. Язык Р. стал образцом для искусственных поэтов (kavi). P. дошла до нас в нескольких рецензиях или редакциях, представляющих, в общем, одно и то же содержание, но нередко отличающихся друг от друга в размещении материала и выборе выражений. Первоначально она вероятно передавалась изустно и записана была лишь впоследствии, может быть, независимо, в разных местах. Обыкновенно принимали существование трех рецензий — северной, бенгальской и западной, но число их больше, и дошедшие до нас рукописи Р. представляют часто сильные уклонения друг от друга. Бенгальская рецензия содержит 24000 шлок (в Магабхарате — более 100000) и делится на семь книг, из которых последняя — позднейшая прибавка. Кроме Р. Вальмики, есть еще другая поэма с тем же сюжетом, сравнительно нового происхождения и меньшей величины — Адхьятма Р. (Adhy â tma-R.), приписываемая Вьясе, но составляющая, в сущности, часть Брахманда-пураны. Р. изображается здесь скорее богом, чем человеком. Об уважении, которым пользовалась Р. у индусов, свидетельствуют слова самого составителя или автора Р. во введении к поэме: "кто читает и повторяет эту Р., дающую святую жизнь, свободен от всяческих грехов и со всем своим потомством вознесется на самое высокое небо". Брахме во второй книге Р. вложены в уста следующие слова: "пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история Р. будет обходить свет".

Литература. Издания: неполное, с английск. переводом, остановившееся на второй книге (бенгальская рец.), Саrеу и Marshman (Ceрампур, 1806—1810); такое же изд. А. В. ф. Шлегеля с лат. перевод. (северная рецензия, Бонн, 1846). Полные издания туземные: в Бомбее (1859, 1884, 1888 и 1889) и в Калькутте (1859—60). Бенгальскую рецензию изд. Gorresio, с итал. перев. (П., 1843—58 и 1870). Переводы всей поэмы: франц. Hipp. Fanch (Пар., 1854—58, с итал. перев. Горрезио), англ. стихотворный Gritfith (Бомб. издание, 1859 г., Лондон-Бенарес, 1870—89), английский прозаический — Dult (Кальк., 1891—94). Издания и переводы отрывков: изд. 1 кн. Петерсона (Бомбей, 1879); эпизод "Смерть Яджнядатты" изд. Loiseleur-Deslongchamps ("Yadjnadattabadha", П., 1829); тот же эпизод изд. A. L. Ch é zy, с лат. пер. Бюрнуфа (П., 1826); лат. стих. и фр., с текстом, Dumast ("Fleurs de l'Inde etc.", Нанси, 1857); эпизод "Sampati е Anamante", итал. перев. Flechia (Турин, 1852); фр. перев. 1-й кн. Parisot (П., 1853); нем. перевод Менрада (т. I, Мюнхен, 1897); франц. перев. Rosny "L'exil du R ama" (П., 1893) и т. д. Сокращ. изложение поэмы — Wheeler, "History of India" (т. II, Л., 1869). По-русски: отрывок "Сватовство Рамы" и краткий пересказ поэмы в "Очерк. важнейш. памятн. санскр. литературы" И. П. Минаева (Корш, "Всеобщ. ист. литер.", вып. I, СПб., l880). Монографии: Williams, "lndian Epic Poetry" (Л., 1863); Schoebel, "Le R. au point de vue religieux, philosophique et moral" (П., 1888); Baumgartner, "Das R. und die R â ma-Litteratur d. Inder" (Фрейб. в Брейзгау, 1894), Grierson, "Ind. Epic Poetry" ("Indian Antiquary", 1894, т. XXIII); Jacobi, "War das Epos und die profane Litteratur Indiens urspr ünglich in Prakrit abgefasst" ("Zeitsch. d. Deutsch. Morgenlä nd. Gesellsch.", 1894, т. 48); Pargiter, "The geography of R âma's exile"("Journ. of Roy. Asiat. Society", апр., 1894) и т. д. О языке Р.: B öhtlingk, "Bemerkenswerthes aus R." ("Berichte üb. d. Verhandlungen d. Kgl. sä chs. Gesellsch. d. Wiss. zu Leipzig", 1887); Greaves, "Grammatical notes on tbe R." (Бенарес, 1895).

С. Б—ч.

Радикализм и радикальная партия (дополнение к статье)

Англия. См. W. Harris, "The history of radical party in parliament" (Л., 1885). В Сербии со времен государственного переворота 1903 г., доставившего корону Карагеоргиевичам, радикалы стояли у власти; но они распались на старорадикалов (Пашич), в руках которых главным образом и была власть и которые стали партией по существу консервативной, и младорадикалов, представлявших левое крыло и по временам находившихся в оппозиции. Во Франции радикальный кабинет был сформирован Комбом (1902—05); кабинет Рувье (1905—06) опирался в значительной степени на радикалов, а кабинет Саррьена — Клемансо (1906) стал вновь радикальным и радикально-социалистическим. В окт. 1906 г. вышел в отставку кабинет Саррьена и сформировался кабинет Клемансо, опирающийся главным образом на партию радикалов-социалистов. В России термин радикализм долгое время не отличался достаточной определенностью. Радикалами в общем смысле именовались революционеры, а также левое крыло либералов; иногда же (преимущественно в печати реакционной) это имя применялось также ко всем либералам, что имело явную тенденцию смешать легальных умеренных либералов с активными революционерами. Когда в 1905 г. началась у нас организация политических партий, то возникла и партия, присвоившая себе наименование радикальной. Первое общее собрание ее имело место в Петербурге 27 ноября. Общее число лиц, записавшихся в партию, доходило в СПб. до 300 и в провинции тоже до нескольких сот. Программа парии окончательно выработана не была; был выработан только проект ее, который, предполагалось, должен быть утвержден на учредительном собрании парии, но оно не состоялось. Главные пункты этого проекта следующие: судьба России должна быть решена учредит. собранием, созванным на основе всеобщего, равного, прямого и закрытого голосования. Партия будет отстаивать: федеративный республиканский строй, однопалатный парламент, широкое местное самоуправление, свободу личности, восьмичасовой рабочий день и вообще развитое фабричное законодательство; образование государственного земельного фонда посредством безвозмездной экспроприации земель государственных, удельных, церковных и возмездной — землевладельческих, для передачи трудящимся в арендное пользование. В комитет партии вошли М. С. Маргулиес, профессор А. С. Гинзберг, Л. М. Рейнгольд и др. Партия с 15 янв. 1906 г. издавала газету "Радикал" (редактор Маргулиес); вышло 6 №№, из которых 2 конфискованы; на № 6 газета запрещена, с привлечением редактора к суду. В феврале 1906 г. в партии начались разногласия, и она фактически в марте или апреле прекратила свое существование. Ее программа (в первоначальной ред.) напечатана в "Сборнике программ политических партий в России", изд. под ред. Водовозова, вып. II, СПб., 1906.

В. В—в.

Пустынский-Успенский-Богородицкий монастырь

мужской, 3-го класса — Могилевской губернии, Мстиславского уезда. Основан в XIV веке. С 1601 г. находился в руках униатов. Возвращен православной церкви при императоре Николае I. При монастыре школа.

Птичье

— село Ставропольской губернии и уезда, на реке Большой Егорлык. Жителей 3728; церковь и школа. Хлебопашество, скотоводство и рыболовство. Продается до 10 тыс. четвертей пшеницы. 1 водяная и 2 ветряные мельницы, 6 овчинодельных заводов. Лавки.

Программы для собирания поверий

песен, сказок, обрядов и обычаев многочисленны и разнообразны. Из западноевропейских П. этого рода лучшие: общая английская Gomme, "The Handbook of folklore" (1891), и несколько польских по частным вопросам, напечатанные в журнале "Wisła", и затем отдельно, например программа Довгирда о писанках, программа Ястржембовского о поверьях относительно покойников. На русском языке наиболее подробная программа для собирания этнографических сведений издана в 1887 г. этнографическим отделением Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Здесь более тысячи вопросов для собирания сведений по антропологии (росте, цвете глаз и пр.), о жилище, одежде, пище, быте, нравах, верованиях, народном календаре и пр. Еще более обширная программа издана этнографическим отделением Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в том же 1887 г. для собирания сведений о юридических обычаях. Составитель этой программы принял во внимание более ранние П. Кистяковского, Ефименко, Матвеева и др. Другие П. для собирания юридических обычаев перечислены во 2 т. "Обычного права" Якушкина, §§ 94—140. Другие выдающиеся П.: 1) программа А. А. Матвеева, изданная в Одессе в 1884 г. к VI археологическому съезду, приспособлена преимущественно для Южной России и снабжена библиографическими указаниями; 2) П. С. Ефименко — для собирания народных поверий в Южной России — издана в 1866 г., в "Приложении" к № 4 "Известий Имп. русск. геогр. общ."; 3) краткая общая программа, изд. Имп. русск. геогр. общ. в 1877 г.; 4) краткая общая программа Н. Сумцова, в "Харьковском сборнике" 1890 г.; 5) его же, программа для описания писанок, в "Харьк. губ. ведом." (1889, № 76); 6) Пругавина, для собирания сведений, что читает народ, 1888 г.; 7) Потанина, по изучению эпоса у народов севера Сибири, 1880 г.; 8) Ядринцева, о сибирской сельской общине, в "Записках Зап.-Сибир. отдел. Геогр. общ.", 1891, кн. III; 9) В. Василенко, о сельских ярмарках, в "Полтавских губ. вед." (1889, №№ 94 и 96).

Н. С.

В 1878 г. при обществах Вольно-экономическом и Русском географическом образованы были комиссии для разработки П. для собирания сведений об общине, которыми и выработаны были "П. для собирания сведений о сельской поземельной общине" (в "Трудах И. В. Э. общ.", 1878 г. т. II, и отд. СПб., 1878) и "Опыт П. для исследования поземельной общины" (в "Известиях Имп. Русск. географич. общ.", 1878 г., и в "Вест. Европы", 1878 г., № 10). Ср. еще П. С. Ефименко, "П. для собирания сведений об общинном землевладении" ("Слово", 1878 г. № 6).

Посев

см. Семена (сельскохоз.) и Сеялки.

Поросенок земляной

(Orycteropus afra) — см. Трубкозубы.

Поповский, Николай Никитич

— профессор элоквенции и магистр философии (1730—1760), воспитанник Духовной семинарии и Академического университета, ученик М. В. Ломоносова, который высоко ценил его первые литературные опыты и рекомендовал его И. И. Шувалову. В 1753 г. П. был конректором Академической гимназии, а в 1755 г. назначен в Московский университет для чтения "философских лекций", которые открыл речью: "О пользе и важности теоретической философии" (Москва, 1755). Смотря на философию, как на "изображение храма вселенной", и признавая за ней "нравственное значение преимущественно действовать на людей отпавших от Бога", он нападал на господство в философии латинского языка и настаивал на необходимости преподавать ее на русском языке. Читая впоследствии и лекции по "элоквенции", П. много писал в стихах и прозе, отличаясь, для своего времени, силой и плавностью языка. Его "Письмо о пользе наук и о воспитании в оных юношества, писанное к И. И. Шувалову" (1756, в александрийских стихах), доказывающее необходимость научного образования — одно из замечательнейших дидактических произведений Ломоносовского периода. Другие сочинения П.: "Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны" (1754) и "Похвальное слово Елизавете Петровне" (1756). Из переводов его особенно ценился современниками сделанный с французского языка перевод, в стихах, "опыта о человеке" Попа (до 1802 г. четыре издания). Много перевел П. од и сатир Горация, печатая свои переводы в "Полезном Увеселении" Хераскова; вмсте с его же переводом Горациева послания к Пизонам: "De arte poetica", они вышли отдельной книгой в 1801 г. П. первый стал издавать "Московские Ведомости" и заведовал их редакцией. См. Шевырев, "Биографический словарь профессоров Московского университета"; его же, "История Московского университета"; С. А. Венгеров, "Русская Поэзия" (т. I)

В. Р—в.

Польские легионы

— В 1794 г., после занятия русскими Варшавы, значительное число польских патриотов удалилось во Францию В конце 1796 г. члены бывшей Краковской конфедерации предложили французской Директории составить из этих эмигрантов особый корпус войск. Предложение это было принято, и генералу Бонапарту, находившемуся тогда в Италии, было поручено включить поляков в состав Цизальпинской армии. Таким образом в 1797 г. образовались два П. легиона, которым предоставлено было иметь польские мундиры и знамена, но с французской кокардой. Численность этих легионов с 1200 чел. дошла до 7 тыс. В кампанию 1799 г. большая часть 1-го легиона погибла в боях при Кассано, Тидоне, Треббии и Нови; 2-й легион, находившийся в Мантуе и потерявший во время осады более 700 человек, попал в плен к австрийцам. В конце 1799 г. Бонапарт, сделавшись первым консулом, поручил генералу Домбровскому вновь сформировать П. легионы: из них один действовал в Италии, а другой поступил в Нижнерейнский французский корпус. Оба легиона потеряли много людей, но остатки их, собранные в Милане и Мантуе, вновь были укомплектованы прибывшими из Польши охотниками. По тайной статье мирного договора, заключенного с Англией в 1802 г. в Амьене, решено было П. легионы упразднить; одна часть легионеров отправлена была на остров Сан-Доминго, где почти вся и погибла, другая поступила в гвардию неаполитанского короля Иосифа, остальные были распределены по франц. войскам.

Подснежник, растение

— название весьма разнообразных растений, вообще тех, которые цветут раннею весной, тотчас после стаивания снега. Так, в Симбирской и Самарской губ. П. называют Adonis vernalis L. (см. Желтоцвет); в Тамбовской губ. — Pulsatilla patens Mill. (см. Сок-трава); в Орловской губ. — Corydulis L. (см. Хохлатка); в Нижегородской губ. — Viola collina Bess. (см. Фиалка); в Херсонской губ. — Crocus reticulatus Herb. (см. Шафран); в иных местах — Hepatica Chaix. (см. Перелеска), виды Gage a Salisb. (см. Гусиный лук) и т. д. В большинстве же случаев под именем П. известны два растения: 1) Galanthus nivalis L. и 2) Scilla cernua Red. (см. Пролеска). Galanthus nivalis L. — многолетнее луковичное растение из сем. Amaryllidaceae. Яйцевидная луковица развивает цветоносный стебель, окруженный у основания беловатым влагалищным листом (без пластинки); из того же влагалища выступают два голубовато-зеленых линейных тупых листа, у основания которых развивается луковица для будущего года. Цветочный стебель несет небольшой лист, из влагалища которого выступает такая цветоножка об одном повислом цветке. Околоцветник простой, белый, до основания шестираздельный. Тычинок 6; завязь нижняя трехгнездая, столбик нитевидный; плод — коробочка. Дико растет по лесам Юго-Западной России. Часто G. nivalis разводится как декоративное растение. Много садовых разновидностей.

С. Р.

Архив блога